Цитат, естественно, очень много, но они только красят книгу живой речью, очаровывают прозаизмами. «Много трудился над картиной Журавлев, а сюжет такой взял и разработал его так, что едва кто купит, разве какой холостяк старый», – писал Павел Михайлович Третьяков о картине «Девичник в бане». Сам он «избегал непристойных сюжетов», убежденный, что искусство должно приносить «многим пользы и всем удовольствие», что «глубоко русская картина» должна быть проникнута «глубокой верой».
Именно этот человек был на протяжении нескольких десятилетий одним из главных заказчиков для русских художников и серьезно влиял на формирование национальной школы живописи. С другой стороны, и его взгляды, естественно, формировались под влиянием не только семейных традиций, но и в общении с современниками – писателями, философами, критиками, с теми же художниками. Так что мировоззрение Третьякова больше чем факт его биографии, оно часть русской культуры, истории нашей живописи. История эта не параллельна истории живописи европейской как раз благодаря таким людям, как Третьяков. Уверенных, что наше искусство должно базироваться на иных, отличных от европейских, ценностях. Так что именно идеологический аспект книги кажется особенно интересным, а не тщательно собранные факты биографии братьев Третьяковых, коллекционеров.
Хотя именно благодаря этим фактам и ученой обстоятельности Юденковой ее книга и вызывает полное доверие. В ней последовательно и неспешно разрушаются сложившиеся представления об основателе Третьяковской галереи, его очень разных отношениях с художниками и даже меняется взгляд на некоторые хрестоматийные русские картины. Представления эти сложились в советское время, когда биографы были вынуждены писать о прогрессивности, прямо-таки революционности (во всяком случае эстетической) взглядов купца-старовера Павла Михайловича Третьякова, убежденного почвенника, близкого славянофилам. Отмечать его пристрастие к передвижникам и не замечать деловой хватки, проявлявшейся не только в умножении семейного капитала, но и в решении материальных вопросов коллекционирования.
Торг в искусстве был всегда неизбежен, и Третьяков проявлял незаурядное умение договариваться с художниками и обходить соперников-коллекционеров. Рынок русского искусства был в его время невелик, но конкуренции не исключал. Ну а мировоззренческие аспекты коллекционирования в книге не отделяются от практических.